«Мы здесь не для того, чтобы попрошайничать»: гнев жителей Газы из-за резкого роста цен

Мир

Bright Uzbekistan предлагает вашему вниманию статью журналисток телекомпании «Аль-Джазира» Лины Альсаафин и Марам Хумаид.

«Мы здесь не для того, чтобы попрошайничать»: гнев жителей Газы из-за резкого роста цен
Люди, надеющиеся купить предметы первой необходимости, такие как еда и теплая одежда, во время паузы в израильских бомбардировках, разочарованы ростом цен.

Дейр-эль-Балах, центральная часть сектора Газа. Когда звуки войны стихли с наступлением первого с 7 октября перемирия между Израилем и ХАМАС, рынки сектора Газа наводнили покупатели, отчаянно пытающиеся приобрести продовольствие и зимнюю одежду.

Но стоимость этих товаров резко возросла, особенно основных продуктов питания, что вызвало гнев и недовольство покупателей, которые винят в высоких ценах владельцев магазинов и ларьков.

Имм Абдулла, которая месяц назад была вынуждена покинуть свой дом в районе Насср города Газа, после того как Израиль приказал жителям северной части Газы переехать на юг, вместе со своими 12 детьми и внуками живет в одной из школ Дейр-эль-Балах под эгидой ООН. По ее словам, условия в школе стали крайне тяжелыми: нет воды и почти нет еды.

«Когда израильтяне забросали нас листовками, я ушла со своей семьей, надев только молитвенную одежду, — говорит она. — В школе мы почти не получаем продовольственной помощи. На днях мы получили банку тунца. Как я смогу прокормить этим свою семью?»

Имм Абдулла пришла на городской рынок, чтобы попытаться купить еду и более теплую одежду для себя и своих внуков, поскольку погода стала холодной. Но после посещения различных прилавков в поисках основных продуктов питания ее переполнило отчаяние.

«Я не верю торговцам, когда они говорят, что они не могут контролировать цены, — сказала она. — Они же ведь могут регулировать цены и учитывать то, что мы переживаем чрезвычайно необычные времена, это не время наживаться на людях».

Она перечислила список продуктов, которые теперь не по карману: бутилированная вода, которая раньше стоила 2 шекеля (0,50 доллара), теперь стоит 4 или 5 шекелей (0,80 - 1 доллар). Ящик яиц стоит 45 шекелей (12 долларов). Килограмм соли, который раньше стоил 1 шекель, теперь стоит 12 шекелей ($3,20), а сахар — 25 шекелей ($6,70).

«Это так несправедливо, — говорит Имм Абдулла. — Я больше не могу этого выносить, и иногда иду на берег моря и плачу, потому что не знаю, как прокормить свою семью. Иногда я жалею, что мы не остались в своем доме и не попали под бомбежку, сейчас бы нам не пришлось проходить через все это».

Миллиарды, потерянные из-за блокады

По данным Палестинского центрального статистического бюро, уровень бедности в секторе Газа достиг 53%, при этом треть (33,7%) жителей Газы живут в условиях крайней нищеты.

Примерно 64 процента семей в Газе не имеют достаточного количества продуктов питания, а уровень безработицы составляет 47 процентов — это один из самых высоких показателей в мире.

По словам Эль-Хасана Бакра, экономического аналитика, работающего в Газе, искажение цен привело к инфляции на различные товары от 300 до 2000 процентов.

Еще до 7 октября 17-летняя израильская блокада прибрежного анклава привела к тому, что палестинская экономика потеряла 35 млрд долларов.

«Последняя израильская агрессия стала еще одним гвоздем в крышку гроба экономики Газы, — сказал Бакр в интервью “Аль-Джазира”. — Прямые потери частного сектора превысили $3 млрд, а косвенные — более $1,5 млрд».

Сельскохозяйственный сектор, добавил он, понес прямые убытки в размере 300 млн долл.

«Это включает в себя выкорчевывание и уничтожение бульдозерами плодоносящих деревьев на сельскохозяйственных землях на севере и востоке вблизи израильского забора. Это означает, что пройдет еще несколько лет, прежде чем фермеры смогут пожинать то, что они посеяли», — пояснил он.

«Мы говорим о полном параличе экономической деятельности в Газе. В частном секторе насчитывается 65 000 экономических объектов — от сельскохозяйственных до сферы услуг, — которые были либо разрушены, либо прекратили работу из-за войны. Это привело к огромной потере рабочих мест, что, в свою очередь, ведет к полному отсутствию продовольственной безопасности».

Кроме того, небольшого количества помощи, которое Израиль разрешил ввезти в Газу, явно недостаточно, чтобы удовлетворить потребности почти миллиона перемещенных лиц, остающихся в школах ООН даже на один день.

«С 22 октября по 12 ноября, за эти 20 дней, в сектор Газа въехало менее 1100 грузовиков, — сказал Бакр. — Менее 400 из этих грузовиков перевозили продукты питания. Едва ли 10 процентов потребностей сектора Газа в продовольствии удовлетворены. Этого далеко недостаточно, особенно если учесть тот факт, что до 7 октября в сектор ежедневно въезжало не менее 500 грузовиков».

По его словам, сектору Газа требуется от 1000 до 1500 грузовиков в день, чтобы обеспечить потребности населения численностью 2,3 миллиона человек.

«Нам приходилось проходить мимо трупов, чтобы сделать покупки»

На рынке Дейр-эль-Балах Мохаммед Ясир Абу Амра стоит над мешками со специями и зерном, которые он продает каждый день, пока длится перемирие.

«Война повлияла на все, начиная от стоимости доставки и заканчивая поставками, — говорит 28-летний парень. — Что бы у меня ни было сейчас, как только это закончится, у меня не будет денег, чтобы купить те же продукты, потому что они будут дороже. Так что у меня не остается другого выбора, кроме как поднять цены, чтобы выйти на прежнюю окупаемость».

По его словам, главная причина роста цен — закрытие пограничных переходов, в результате чего оптовые торговцы продают продукты владельцам магазинов по гораздо более высоким ценам.

«Раньше чечевица стоила 2 шекеля (0,50 доллара) за килограмм, а мы продавали ее за 3 шекеля (0,80 доллара), — говорит Абу Амра. — Теперь мы покупаем ее за 8 шекелей (2 доллара), а продаем за 10 (2,60 доллара)».

Мешок фасоли фава раньше стоил 70 шекелей (18 долларов), а теперь — 150 шекелей (40 долларов), добавил он, а мешок кукурузной муки раньше стоил 90 шекелей (19 долларов), а теперь — 120 шекелей (32 доллара). Сосед Абу Амры, также владелец магазина, потерял свой дом и склад в результате израильской атаки, в итоге пропали продукты на сумму 8000 долларов.

Другая покупательница, Имм Ватан Мухейсан, к разочарованию владельцев близлежащих магазинов, громко заявила о том, что нынешние цены «бешеные».

«Если у вас есть 1000 шекелей (270 долларов), вы можете купить лишь несколько продуктов, — вскрикнула она. — Один килограмм картофеля стоит сейчас 25 шекелей (6,70 доллара), а раньше три килограмма стоили 5 шекелей (1,70 доллара)».

Мать семерых детей, четыре недели назад покинувшая свой дом в лагере беженцев Шати (Пляж) к востоку от города Газа, укрывается в школе ООН для девочек в Дейр-эль-Балахе, где, по ее словам, она и ее семья едва выживают.

«Мы шли сюда и вынуждены были проходить мимо мертвых тел на улице, — говорит она. — Раньше мы надевали на рынок свою лучшую одежду... Мы здесь не для того, чтобы попрошайничать».

Цены на черном рынке растут

Ахмад Абулнаджа, 18-летний владелец магазина, начал торговать одеждой вместе со своим старшим двоюродным братом Али в начале войны. Он согласен с тем, что за ростом цен стоят оптовые торговцы.

«Раньше спортивный костюм продавался за 20-25 шекелей (5,30-6,70 доллара), а теперь — за 45 (12 долларов), — сказал он. — То есть торговец, у которого я закупаюсь, поднял цену, потому что поставки сокращаются».

Рост цен более заметен на продукты питания, чем на одежду, но спрос на одежду также высок, поскольку с наступлением зимы перемещенные лица пытаются купить теплые вещи. Они были вынуждены покинуть свои дома на севере Газы, не взяв с собой вещей.

Двоюродный брат Абулнаджа, Али, сказал, что, по его мнению, неофициальные цены будут держаться еще долго, потому что масштабы разрушений в Газе огромны и спрос на продукты не собирается снижаться.

«Пройдет еще немало времени, прежде чем мы найдем решение, — сказал он. — Даже если в сектор Газа будет поступать больше товаров, ничто не помешает одному торговцу продавать товар по той цене, которую он установит, тем более что север Газы отрезан от остальной части сектора».

По словам экономического аналитика Эль-Хасана Бакра, существует также проблема отсутствия компенсаций для предприятий. Он указал на тот факт, что после предыдущих войн Израиля с анклавом помощь доноров была направлена на восстановление жилья, а не на поддержку экономики.

По оценкам ООН, последние четыре израильских наступления на сектор в период с 2009 по 2021 год нанесли ущерб, оцениваемый в 5 млрд долларов, но ни одно из разрушений, нанесенных в ходе войн 2014 и 2021 годов, не было восстановлено.

«Мы говорим о разрушении базовой инфраструктуры, на восстановление которой потребуются месяцы — от дорог до вышек связи, электросетей и санитарных узлов, — сказал Бакр. — До тех пор пока не будет оказана масштабная международная помощь, палестинская экономика не восстановится, а уровень бедности и безработицы достигнет новых рекордных отметок».

«Газа на нынешнем этапе непригодна для жизни», — подчеркнул Бакр, добавив, что более 300 000 человек потеряли свои дома.

«Нам нужно как минимум пять лет, чтобы вернуться к тому состоянию, в котором мы были до начала войны».

Powered by Froala Editor

Поделитесь с друзьями